Поговорим немного о нотной записи. В этой статье я попытаюсь дать основные понятия, которые пригодятся Вам при игре на гитаре или любом другом музыкальном инструменте. Итак:
Ноты записываются на нотном стане, который состоит из 5 линеек и промежутков между линейками. Для записи нот выходящих за пределы нотного стана используются дополнительные маленькие линии. В начале нотного стана стоит ключ, обозначающий точку отчёта на нотном стане. Для записи нот гитары используется скрипичный ключ (ключ соль). Для записи партии бас-гитары используют басовый ключ (ключ фа).
Время в музыке измеряется тактами. Такты разделяются тактовой чертой. После ключа стоит размер в котором написано музыкальное произведение. Это дробь, числитель которой показывает сколько долей в такте, а знаменатель — чему равна каждая доля. Наиболее распространённый размер — 4/4. Это значит что в такте 4 доли и каждая из них равна 1/4 т.е. такт равен целой ноте. Кроме размера 4/4, наиболее распространёнными размерами являются 3/4 (вальсовый размер), 2/4 и 6/8. Размер в произведении может поменятся в какой-то момент. В этом случае на нотном стане будет указан новый размер. В конце музыкального произведения или фрагмента обычно стоит двойная тактовая черта или знак повтора.
Все ноты имеют разную длительность. Как было сказано выше, нота, которая длится целый такт при размере 4/4 — это целая. Далее всё просто: целая делится на две половинки, те, в свою очередь, на четверти, четверти на восьмые и так далее. Для обозначения неровного деления нот в музыке используются триоли или добавление точки, но об этом чуть позже. Вот таким образом выглядят ноты различной длительности (см. рис.). Как мы видим, при размере 4/4 их количество в такте соответсвует их названию (половинок — две, четвертей — четыре и т.д.).
Кроме длительности у ноты есть вторая важнейшая характеристика, а именно её высота! Давным давно в средние века нот было немного больше, но великий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) решил ограничит их количество. Он разбил октаву на 12 равных промежутков, назвав их полутонами. В резултате получилось 7 разных нот (белые клавиши) и ещё 5 дополнительных (чёрные клавиши на фортепиано). От каждой ноты можно было построить мажорную и минорную гаммы. Итого получилось 24 тональности. Для обоснования своего разделения И.С. Бах написал для каждой тональности одно медленное произведение (прелюдию) и одно быстрое (фугу). Все они составляют сборник «Хорошо темперированный клавир» или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам.
Ноты имеют словесное и буквенное обозначение. В связи с тем что в средние века главными считались минорные тональности, букве A соответсвует нота «Ля», от которой строится самая простая минорная гамма. Между всеми нотами, (кроме интервала Ми-Фа и Си-До) находятся дополнительные ноты. Они обозначаются с помощью знаков диез и бемоль. Например, нота между До и Ре называется До диез или Ре бемоль соответвенно (что, в принципе, есть одно и то же).
В заключении хотелось разобрать ещё такое важное понятие как интервал. Интервалом в музыке называется разница между двумя нотами. Он бывает гармонический (когда две ноты звучат одновременно) и мелодический (когда две ноты звучат последовательно). Как и нот основных интервалов семь, вот они:
Каждый интервал имеет своё характерное звучание или окраску. Разберём для начала гармонические интервалы:
- Прима (унисон) — это когда две ноты звучат абсолютно одинаково. Различия могут быть только в тембре инструментов. Например, две соседние струны на гитаре звучат в унисон когда нижняя зажата на 5-м ладу (см. видео Настройка гитары)
- Секудна — имеет характерное неустойчивое (нервное) звучание. Различают большую и малую секунды. Большая секудна — это две соседние ноты, например, интервал До-Ре; малая — интервал До-До диез.
- Терция — интервал через ноту (До — Ми). Имеет спокойное звучание. Терций также две, большая и малая. Они входят в состав аккордов и определяют их окраску. Большая терция имеет мажорное звучание, малая — минорное.
- Кварта — интервал через две ноты (До — Фа). Имеет радостное, торжественное звучание. С мелодического интервала кварты начинаются марши и гимны. Через кварту настроены все струны гитары за исключением 2-й и 3-й (между ними — большая терция) Кварта входит в состав некоторых аккордов, но сама по себе не имеет мажорной или минорной окраски.
- Квинта — интервал через три ноты (До — Соль). Имеет слитное, гармоничное (холодное) звучание. Квинта входит в состав мажорных и минорных аккордов, но как и кварта сама по себе не имеет мажорной или минорной окраски.
- Секста — интервал через четыре ноты (До — Ля). По сути является обратным интервалом терции, их тоже две — большая и малая. В отличии от терции, секста не имеет ярко выраженного мажорного или минорного звучания. Она входит в состав некоторых аккордов, её наличие обозначается цифрой 6 после основного названия аккорда, например Am6.
- Септима — интервал обратный секунде. Как и секунда имеет неустойчивое, напряжённое звучание. Различают большую и малую септимы. Малая септима входит в состав так называемых доминантсептаккордов и обозначается добавлением цифры 7 к основной букве аккорда, например С7 (см. статью Аккорды)
- Октава — это интервал, между нотами с одним и тем же названием. Они звучат так же похоже как и при унисоне, но тем не менее слышно что это две разные ноты. Физический смысл октавы заключается в том, что частота колебаний нижней ноты в октаве ровно в два раза отличается от частоты колебания верхней. Например, частоте колебания 440 Герц соответствует нота Ля первой октавы. Такая же нота ля на октаву выше будет иметь частоту колебания 880 Герц и так далее.