Данный текст является продолжением статьи о пентатонике. Так что если вы ещё не прочитали её, то прочтите. Импровизация на гитаре в рок музыке строится на основе пентатоники, пятинотной гаммы, о которой говорилось в предыдущей статье. Однако только пентатоникой дело, как правило, не ограничивается. В соло присутствуют разные дополнительные ноты, и сама пентатоника играется в разных позициях. О них мы сейчас и поговорим:
Система боксов
В соло обычно используется не вся пентатоника, а только верхние 3-4 струны. Это называется игра в боксе (англ. Box — коробка). Пример бокса для ля-минорной пентатоники приведён на картинке. Бокс ограничен 5-м и 8-м ладами и называется Боксом А в тональности ля (А).
Это наиболее распространённый бокс. В нем начинаются большинство рок-н-рольных соло.
Теперь попробуем сохранить ноты взятые на 8-м ладу, а ноты с 7-го и 5-го ладов перенести (транспонировать) вверх по грифу. В результате мы получим первое «обращение» ля минорной пентатоники, или Бокс B. Выглядит он следующим образом:
Здесь ладами ограничивающими бокс будут 8-й и 10-й (только блюзовая нота наверху играется на 11-м). Попробуйте сыграть ноты этого бокса как показано на таблатуре. Вы услышите ту же самую ля минорную пентатонику, только с начиная с ноты ми. В этом боксе мы можем играть развитие нашего соло, фразы будут несколько иными, чем в боксе А. Переход между боксами обычно осуществляется по третей струне, через блюзовую ноту на 8-м ладу.
Если нам нехватает пространства для нашей импровизации, то мы можем перейти в Бокс С. Для этого оставим ноты взятые на 10-м ладу, а с 8-го и 9-го их опять транспонируем наверх.
Этот бокс используется реже, обычно он является продолжением бокса B.
Транспозиция боксов
До сих пор мы говорили о боксах и пентатонике в тональности ля-минор или A. Если наша песня звучит в другой тональности, например в си (B), то для того чтобы сыграть соло, нам нужно передвинуть или, выражаясь правильными терминами транспонировать нашу пентатонику на два лада наверх. Таким образом мы получим си-минорную пентатонику и бокс А для неё (см. рис). Далее можно играть её в боксе B и боксе C, как было рассмотрено ранее. Передвигая пентатонику выше мы попадем в тональность С и т.д.
Блюзовая гамма по всему грифу
Дальнейшим развитием навыков импровизации является представление пентатоники или блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Для тональности ля-минор (A) это выглядит следующим образом:
Здесь показаны все пять обращений блюзовой гаммы по всему грифу гитары. Соответственно Бокс А у нас будет на 5-м ладу, бокс B на 8-м и т.д. пока на 17-ладу не повторится пентатоника в её стандартном виде (Бокс А). Признанные мастера блюзовой импровизации, такие как Д. Хендрикс, Д. Пейдж, Г. Мур, используют весь гриф, переходя из пентатоники в открытой позиции сразу на 12 лад и обратно. В некоторых случаях фраза может начинаться с самого низа (6-я струна в открытой позиции) и, постепенно повышаясь, проходить по всему грифу наверх, заканчиваясь на 15-17 ладах, охватывая три с половиной октавы. В любом случае, где бы мы не играли нашу импровизацию, её основой должна служить пентатоника соответствующей тональности. Об использовании дополнительных нот, не входящих в пентатонику, мы поговорим в следующей статье.